Закрыть
Волгоградский Музей Изобразительных Искусств им.И.И.Машкова

Выставка - Абсолютный цвет Ольги Соколовой. Выставка в выставке

16.02.2018 - 19.03.2018
Музей (пр. В.И.Ленина, 21) - проезд

«Абсолютный цвет» Ольги Соколовой
к 120-летию художника

Соколова О.А.
Паруса на малой Невке.
1940

В пространстве интерактивной «Мастерской Машкова» в формате «выставка в выставке» работает небольшая экспозиция, знакомящая с произведениями ученицы И.И.Машкова, яркого представителя московской живописной школы Ольги Александровны Соколовой (1898-1991). В выставку вошли четыре живописных работы, архивные документы, фотографии, мемуары художника. Имя Ольги Соколовой редко встречается в книгах по искусству или в составе выставочных проектов. Да и при жизни она не стремилась к громкой славе.За ее почти вековую жизнь состоялось всего две персональных выставки:первая в 1937, а вторая через 40 лет, в 1977. При этом как количество, так ивысочайшее живописное качество ее холстов свидетельствуют о редкой полноценности, целостности, независимостиее творческого пути, чтооказалось возможным осуществить,не взирая внешние регламентации.Работа скромным иллюстратором в научных издательствах давала Соколовой необходимую независимость, позволяя сосредоточиться на разработке задач живописного мастерства- колорита, композиции. Не соприкасаясь с системой координат социалистического реализма (но и не входя с ней в видимые противоречия), Ольга Соколова шла своим собственным путем, последовательно развиваямодернистские, машковские традиции, направленные на поиск живописных метафор жизни, формируя все более утонченный инструментарий для восприятия меняющейся реальности.

Мартитос Сарьян ее безошибочное  колористическое видение определил по аналогии с абсолютным слухом как «абсолютный цвет и редкий вкус».
В экспозицию вошли четыре произведения: «Педжикент. Старый город» (1930), «Дождь. Самарканд. Старый город» (1939), «Паруса на малой Невке» (1940), «Сталинград. 1943 год. Восстановление» (1943). Их появление в коллекции было частью большой целенаправленной работы по формированию коллекции. Сорок лет назад, зимой 1978 г., научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств Инна Непокупная в журнале «Искусство» случайно обнаружила маленькую заметку о том, что в Москве состоялась выставка О.Соколовой- ученицы И.И.Машкова. В заметке говорилось, что это первая крупная выставка Соколовой. К тому времени уже определились собирательские приоритеты музея, связанные с художниками круга Машкова, уже состоялась выставка произведений Ильи Ивановича в Волгограде. По совету Георгия Рублева, учившегося у Машкова, как и О.А.Соколова во Вхутемасе, была начата работа по собиранию произведений учеников «валетов». Более того,некоторые из них оставили свои воспоминания об Илье Ивановиче. Сегодня эти живые свидетельства времени вызывают огромный интерес. Вскоре И.Н.Непокупная встретилась с мастером,а в 1980 г. удалось приобрести 4 живописных произведения для волгоградского собрания. Не менее важно, что Ольга Александровна написала свои воспоминания о Машкове и о своей работе в Сталинграде. Соколова была участницей поразительного педагогического эксперимента Машкова по созданию художественной «артели» во Вхутемасе. Ее тексты, содержащие множество ярких деталей, запечатлели наполненную героическим энтузиазмом жизнь мастерской Машкова и всего Вхутемаса в трудные 1918-1919 годы. К примеру, она описала занятия физкультурой в перерывах между живописью, в ходе которых сама Соколова вела занятия танцами по системе Айседоры Дункан. «Энтузиазм – это то главное, что двигало нас, голодных, плохо одетых, плохо обутых, но неунывающих, готовых сдвинуть горы…» Именно на основе ее воспоминаний был разработан проект интерактивной экспозиции «Мастерская Машкова», внутри которой  расположилась сегодняшняя выставка.

Ольга Соколова, практически ровесник века- была творцом нового типа. В 1916 г. она была в числе первых 11 женщин, принятых в Московский университет, где посещала одновременно отделения философии и истории искусств. Одновременно с занятиями в университете О. А. Соколова поступила в танцевальную студию последовательницы Айседоры Дункан Л. Н. Алексеевой. Танцы «босоножек» давали внутреннюю свободу, музыкальность и чувство ритма. Ольга Александровна говорила впоследствии: «Я ощущала такую моторность внутри себя, которая заставляла меня почти танцевать возле холстов с кистью в руках». С 1918 г. она обучалась во  ВХУТЕМАСе— ВХУТЕИНе у А. Древина, И. Машкова, Н. Удальцовой, А.Шевченко. С1928Ольга Александровна была участником выставок,входила в состав общества «Рост».В 1929 г.она уехала с мужем в Самарканд, где прожила до 1940 г.Образ Востока в ее даже небольших работах монументализирован. Соколова унаследовала от Машкова лаконичность композиционных формул и живую, сочную, материально убедительную живопись. Резкий рисунок смягчен изыскано- сложным колоритом. С безошибочной точностью Соколова находит живописную метафору неповторимого характера места, состояния среды, движения. В «восточной» серии сиюминутное, натурное обретает характер вечного; ощущение величия, мерного движения создают циклические ритмы и сдержанный колорит. Манера Соколовой не знает заданности; жадный интерес к изменяющимся явлениям делает ее живопись разнообразной и неожиданной. Картина живет во времени; постепенно обнаруживая скрытую игру слоев живописи, множество ритмических соответствий. В 1940 состоялась поездка Соколовой в Ленинград, запечатленная в серии пейзажей. Сила и напряженность цвета соединяются здесь с выразительностью силуэтов, чувством ритма. Ее почерк определяется мощным и утонченным ощущением органичной целостности мира, выраженной в композиционном, цветовом, ритмическом единстве произведений («Паруса над Малой Невкой» (1940 г.). Из многочисленных поездок по стране она привозила пейзажи, отражающие жадный интерес к жизни людей, природы. Этот энтузиазм, увлеченность, искренность, звучащие и в картинах, и текстах, очень роднит ее с Машковым. Заслуживают внимания ее слова, сказанные мимоходом в 1978 о времени ученичества: «нас не учили быть ремесленниками в искусстве, как в ту безрадостную эпоху, которая наступила вслед за ВХУТЕМАСом»,  подтверждающие абсолютную независимость автора.

Последняя по времени создания работа на данной выставке была написана у нас, в Сталинграде, осенью 1943. Соколова предприняла эту поездку, руководствуясь собственными убеждениями и на собственные средства. «На протяжении примерно 20 километров вдоль берега и километра 4 в ширину мимо нас тянутся сплошные белые развалины, громадные белые остовы, - мертвый город, своеобразная мертвая, молчащая архитектура, - зрелище трагическое и вместе с тем величавое»,- читаем в ее воспоминаниях. «Прожила около 1,5 месяца, без квартир и без денег... Переменила 11 квартир: под открытым небом, на полу в бараке»Вообразите, в Сталинград Ольга Соколова привезла 8 довольно крупных холстов, намереваясь написать картины!Дописывала свою сталинградскую серию Соколова на неразминированной территории, рискуя жизнью.

После войны Соколова обосновалась в Москве, но много путешествовала, принимала активное участие в коллективных выставках. До конца жизни ее творческая активность не ослабевала. Остро, темпераментно, страстно чувствовала она живописную структуру мира, его звучную гармонию. Ее пейзажи и натюрморты содержат точно подобранный цветоритмический ключ к пониманию живой природы. В ее облике и поведении читались воля, цельность, достоинство. С огромным пиететом о ней отзываются современники. В предисловии к единственному каталогу ее выставки художник Илларион Голицын пишет: «Два слова: молодость и преданность — пришли вместе, когда я попытался представить себе творческий характер художника Ольги Александровны Соколовой. Молодость темперамента, живая реакция на окружающий ее яркий движущийся мир — это еще и еще продолжение напряженной творческой работы. Преданность, духовная чистота художника — вся ее жизнь (иногда очень трудная), которая была направлена, нацелена на творчество».

Экспозиция будет работать с16 февраля по 19 марта  2018 г. в интерактивной экспозиции «Мастерская Машкова» в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу: Волгоград, проспект Ленина,21. тел.(8442)38-24-44, (8442) 38-59-15

 

 Соколова О.А.
Дождь. Самарканд. Старый город.
1939
Соколова О.А.
Сталинград. 1943 год. Восстановление.
1943
 
 Соколова О.А.
Педжикент. Старый город.
1930
 

 

РЕЖИМ РАБОТЫ
ОСНОВНОГО ЗДАНИЯ МУЗЕЯ
пр. Ленина, 21:
Понедельник с 10.00 до 18.00
Вторник выходной
Среда с 10.00 до 20.00
Четверг с 10.00 до 18.00
Пятница с 10.00 до 18.00
Суббота с 10.00 до 18.00
Воскресенье с 10.00 до 18.00
Последняя пятница месяца - санитарный день
РЕЖИМ РАБОТЫ
ВЫСТАВОЧНОГО ЗАЛА МУЗЕЯ
ул. Чуйкова, 37:
Вторник с 11.00 до 19.00
Среда с 11.00 до 19.00
Четверг с 12.00 до 20.00
Пятница с 11.00 до 19.00
Суббота с 11.00 до 19.00
Воскресенье с 11.00 до 19.00

Цены на билеты
Экспозиции на нижнем уровне (цокольном) и втором (антресольном) этажах Выставочного зала ГБУК "ВМИИ"
временно недоступны для посетителей с ограниченными возможностями здоровья, маломобильным группам населения,
а также для посетителей с детскими колясками.

Текущие выставки

16.02.2018 - 19.03.2018
Абсолютный цвет Ольги Соколовой. Выставка в выставке

Музей (пр. В.И.Ленина, 21)
09.02.2018 - 04.03.2018
Путь к общей Победе над нацизмом: от Сталинграда до Праги

Выставочный зал (ул. Чуйкова, 37)
01.02.2018 - 25.02.2018
Старинная гравюра. Западноевропейская графика XVII-XIX веков

Выставочный зал (ул. Чуйкова, 37)

Будущие выставки

01.03.2018 - 23.04.2018
ONTHEROOFS

Выставочный зал (ул. Чуйкова, 37)

Новости