Закрыть
Волгоградский Музей Изобразительных Искусств им.И.И.Машкова

«Триумф и идиллия» в Волгоградском музее изобразительных искусств

22.11.2016

С 27 октября по 19 декабря в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова проходит выставка «Триумф и идиллия» — живописный рассказ о предвоенном времени, построенный вокруг фигуры Ильи Машкова. Выбор главного героя неслучаен: в 2016 году отмечается 135-летие со дня его рождения.

Акцент выставки сделан на 1930-е годы — время, когда возник «большой стиль» и сформировался миф социалистического реализма. В творчестве Машкова, активно участвовавшего в его создании, этот период известен меньше, чем более ранний, связанный с авангардным художественным объединением «Бубновый валет» и «русским сезаннизмом».

О выставке рассказала ее куратор, заместитель директора по науке Волгоградского музея Ольга Малкова: «Избегая ходульных, выхолощенных формул (к которым нередко сводят соцреализм), очень разные по своим изначальным установкам мастера устремились в 1930-е годы к созданию нереально прекрасного мира, утопии, пространства мечты — абсолютно бесконфликтной, ласковой по отношению к человеку среды, наполненной светом. Среди них есть блистательные московские колористы, соратники Машкова по «Бубновому валету» Петр Кончаловский и Аристарх Лентулов, представители ленинградской школы Александр Самохвалов и Виктория Белаковская. В экспозиции представлены работы, составляющие гордость волгоградской коллекции, — произведения Федора Богородского, Георгия Ряжского, Николая Терпсихорова, Александра Дейнеки. Выставочный проект дает возможность почувствовать неоднородность, сложность культуры предвоенной эпохи.

Цель проекта — «прописать» позднее искусство Машкова, до сих пор не получившее полного признания и понимания, в контексте художественной жизни. Настоящей удачей стала возможность увидеть произведения из частного собрания московского коллекционера Инны Баженовой. Прославление нового человека, новой женщины сплетается с неизменными машковскими мотивами — прославления силы жизни, природной роскоши бытия. Триумфальные интонации звучат в его полотнах с почти угрожающим накалом. Притом что жизненные обстоятельства самого Машкова в 30-е годы были далеки от идиллических. Возможно, создавая безусловно прекрасную реальность, визуализирующую светлое будущее, как того требовала официальная культура, художники строили и пространство, необходимое для выживания их самих. Искусство-миф, искусство-лекарство, искусство-заклинание, заговаривающее боль, искусство — средство организации широких масс, искусство, защищающее от травмирующих сторон реальности, искусство, окружавшее человека от рождения и до самой смерти, — этот феномен в центре внимания проекта».

Триптих Ильи Машкова, написанный в 1930 году в станице Михайловской Волгоградской области: «Девушка с подсолнухами» из частного собрания Инны Баженовой, «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации» из собрания Волгоградского музея. Моделями всех портретов, написанных в Михайловской, были родственники Машкова или местные колхозники. В 1939 году «Девушка с подсолнухами» была отправлена на Международную выставку в Нью-Йорк, там продана, и долгое время ее нахождение было неизвестно. На картине изображена Зоя Андреева, племянница художника.
Илья Машков, «Канал Волга — Москва» — эскизы к монументальным полотнам, предназначенным для украшения банкетного зала гостиницы «Москва». Сами четырехметровые панно хранятся в Государственном музее архитектуры, но из-за большого размера и плохой сохранности не выставляются.
Илья Машков, «Советские хлебы», 1936. «Натуру» для картины — каравай в виде герба СССР, крендели, булки и батоны — по эскизам художника выпекал московский хлебокомбинат. «Хлебные» натюрморты Машков писал несколько раз начиная с 1912 года, каждый раз переосмысливая сюжет. Картина 1936 года из собрания Волгоградского музея — последняя в серии. «Натюрморт «Хлебы» — это наша московская рядовая пекарня своего времени… и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская», — писал он в 1925 году.
«Автопортрет» Нины Ватолиной, ученицы Дейнеки и автора знаменитых плакатов, в том числе созданного в 1941 году «Не болтай!».

Сергей Щербаков, модель памятника И.И. Машкову, 2016. Фигура Машкова разделена надвое: правая часть — традиционная, с палитрой, левая же представляет полуобнаженного атлета со скрипкой — парафраз знаменитого «Автопортрета и портрета Петра Кончаловского» из собрания Русского музея, где именно так изобразил себя художник.

www.culture.ru

РЕЖИМ РАБОТЫ
ОСНОВНОГО ЗДАНИЯ МУЗЕЯ
пр. Ленина, 21:
Понедельник с 10.00 до 18.00
Вторник выходной
Среда с 12.00 до 20.00
Четверг с 10.00 до 18.00
Пятница с 10.00 до 18.00
Суббота с 10.00 до 18.00
Воскресенье с 10.00 до 18.00
Последняя пятница месяца - санитарный день
РЕЖИМ РАБОТЫ
ВЫСТАВОЧНОГО ЗАЛА МУЗЕЯ
ул. Чуйкова, 37:
Вторник с 11.00 до 19.00
Среда с 11.00 до 19.00
Четверг с 12.00 до 20.00
Пятница с 11.00 до 19.00
Суббота с 11.00 до 19.00
Воскресенье с 11.00 до 19.00

Текущие выставки

18.04.2017 - 12.05.2017
Проект «Видеть невидимое»

Выставочный зал (ул. Чуйкова, 37)
16.03.2017 - 12.05.2017
Принцип женственности

Музей (пр. В.И.Ленина, 21)
02.09.2016 - 01.06.2017
Русская коллекция. Произведения из фондов музея

Музей (пр. В.И.Ленина, 21)
18.05.2014 - 31.12.2017
Интерактивная экспозиция «Мастерская Машкова»

Музей (пр. В.И.Ленина, 21)

Будущие выставки

28.04.2017 - 25.06.2017
ЮЖНЫЙ НРАВ

Выставочный зал (ул. Чуйкова, 37)

Новости